Притча

Притча

— евр. машиль

Притча, рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает также «сравнение», ибо при помощи притчей делают сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Говорить притчами и загадками было свойственно восточным мудрецам и ученым. Слушать притчу из уст глупца было невыносимо (Прит. 26:7) Иногда слово притча имеет значение пословицы (Лук. 4:23 — «присловие»), неясного выражения (Мат. 15: 15) или вообще сравнения (Мат. 24: 32 «подобие»)
Пророки часто пользовались притчами, чтобы произвести впечатление на народ и князей. Так, Нафан высказал Давиду его грех в притче о богатом человеке, который отнял и заколол единственную овечку бедняка (2Цар. 12; Срав. Суд. 9:7 и дал.; 4 Цар. 14:9 и дал.). Спаситель также часто пользовался таким способом изложения Своего учения. Почти все Его притчи имеют целью представить Царствие Божие с различных точек зрения. Относительно причины такого изложения Его учения смотри Ис. 6: 9 и Мат. 13:10 и дал
Примеры притчей в Ветхом Завете:
Иофама: Деревья, избравшие себе царя (Суд. 9:8 и дал.)
Нафана: Единственная овечка у бедняка (2 Цар. 12:1 и дал.)
Женщины фекоитянки: Ссорящиеся братья (2 Цар. 14:6 и дал.)
Иоаса: Терн и кедр (4 Цар. 14:9 и дал.)
Исайи: Виноградник, приносящий дикие ягоды (Ис. 5:1 и дал.)
Притчи Иисуса:
Сеятель (Мат. 13:3 и дал.; Map . 4:3 и дал ; Лук. 8:5 и дал.)
Плевелы: (Мат. 13:24 и дал.)
Горчичное зерно: (Мат. 13:31 и дал.; Map . 4:30 и дал.; Лук. 13:18 и дал.)
Закваска: (Мат 13:33; Лук. 13:20 и дал.)
Скрытое сокровище. (Мат. 13:44)
Драгоценная жемчужина: (Мат. 13: 45 и дал.)
Невод, заброшенный в море: (Мат. 13:47 и дал.)
Немилостивый заимодавец: (Мат. 18: 23 и дал.)
Работники в винограднике: (Мат. 20: 1 и дал.)
Сыновья, посылаемые в виноградник: (Мат. 21:28 и дал.)
Злые виноградари: (Мат. 21:33 и дал.; Map . 12:1 и дал. и Лук. 20:9 и дал.)
Приглашение на брачный пир: (Мат. 22:1 и дал ; Лук. 14:16 и дал.)
Десять дев со светильниками: (Мат. 25:1 и дал.)
Таланты: (Мат. 25:14 и дал.)
Овцы и козлы: (Мат. 25:31 и дал.)
Незаметно растущее семя: ( Map . 4:26 и дал.)
Два должника: (Лук. 7:41 и дал.)
Милосердный самарянин: (Лук. 10:30 и дал.)
Просящий хлеба у друга: (Лук. 11:5 и дал.)
Безумный богач: (Лук. 12:16 и дал,)
Господин, который должен возвратиться с брака: (Лук. 12:35 и дал.)
Бесплодная смоковница: (Лук. 13:6 и дал.)
Пропавшая овца: (Лук. 15:4 и дал.; Мат. 18:12 и дал.)
Потерянная драхма: (Лук. 15:8 и дал.)
Блудный сын: (Лук. 15:11 и дал.)
Неверный управитель: (Лук. 16:1 и дал.)
Богач и Лазарь: (Лук. 16:19 и дал.)
Неправедный судья: (Лук. 18:1 и дал.)
Фарисей и мытарь: (Лук. 18:10 и дал.)
Десять талантов: (Лук. 19:11 и дал.)
Добрый пастырь (Иоан. 10:1 и дал.)
Виноградная лоза: (Иоан. 15:1 и дал.)
Для того, чтобы правильно понимать притчи, надо принять во внимание следующие пункты: 1) Не обязательно, чтобы все, о чем повествуется в притче, было в действительности; рассказанного события могло и не быть. Кроме того, не все поступки лиц, упоминаемые в притче, безусловно хороши и безупречны. Да и цель притчи заключается не в точной передаче события или явления природы, а в откровении высших духовных истин. (См. 2 Цар. 14:6; Лук. 16:1 и дал.). 2) Необходимо уяснить себе цель притчи, которую возможно понять из пояснения, если оно есть, из предисловия к притче, или из обстоятельств, которые побудили сказать ее, также и из общей связи с контекстом. 3) Из этого следует, что не все детали, или подробности притчи можно понимать в духовном смысле; некоторые, подобно свету или теням на картине, добавлены для того, чтобы ярче осветить главную мысль или более наглядно представить ее слушающим. 4) Несмотря на это, притча, кроме главной мысли, которую она намеревается запечатлеть, иногда может содержать такие подробности, которые напоминают о других истинах или подтверждают их
Приведем пример излишне — подробного толкования притчи Спасителя о милосердном самарянине (Лук. 10:30-37). В ней Христос приводит множество подробностей: гостиница, разбойники, два динария и т.п., которые подчинены главной цели: запечатлеть любовь к ближнему. Простое пояснение притчи Христом таково: «иди и ты поступай так же». Эту цель затуманили и извратили различными самовольными толкованиями. Уже с пятого века начали объяснять эту притчу следующим способом: человек, поехавши в Иерихон, есть Адам; разбойники — дьявол со своими ангелами, которые украли у Адама его бессмертие; священник и левит обозначают управление по Моисееву закону, милосердный самарянин — Христос; елей и вино — благословение Евангелия; животное, на котором самарянин привез больного, человеческая природа Христа, гостиница — община или церковь, и два динария — нынешняя и будущая жизнь. Ясно, что такое объяснение не что иное, как извращение. См. «Прообраз».

Словарь библейских имен. 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Притча" в других словарях:

  • Притча — малый жанр дидактической литературы (см.), по основным признакам тождественный с басней (см.). Различие в употреблении терминов «П.» и «басня» наблюдается, но оно связано не столько с различиями жанра, сколько со стилистической значимостью этих… …   Литературная энциклопедия

  • ПРИТЧА — ПРИТЧА, притчи, жен. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книжн.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия опиум, религия враг, довольно поповских притч.» Маяковский. || Иносказательное выражение. Говорить притчами …   Толковый словарь Ушакова

  • притча — См. намек, пример, сказка что за притча!... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. притча намек, пример, сказка; рассказ, уподобление, изречение, ганание, паремия, парабола,… …   Словарь синонимов

  • Притча — (литер.) небольшой рассказ аллегорический по форме инравственнодидактический по цели. К сходной с ней поэтической форме басне, притча относится так, как алллегория к поэтическому образу: вто время, как применения образа бесконечно разнообразны,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПРИТЧА — ПРИТЧА, и, жен. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? • Притча во языцех… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРИТЧА — ПРИТЧА, вероятно притеча, от притечь; см. притка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРИТЧА — ПРИТЧА, малый дидактико аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). В ряде своих модификаций близка басне. Универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (например,… …   Современная энциклопедия

  • ПРИТЧА — малый дидактико аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ( премудрость ). Близка к басне; в своих модификациях универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч …   Большой Энциклопедический словарь

  • Притча — ☼ дидактико аллегорический жанр, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П. 1) неспособна к обособленному бытованию и возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и… …   Энциклопедия культурологии

  • ПРИТЧА — во языцех. Разг. Неодобр. Предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов. БТС, 1532. /em> Выражение из Библии. ФСРЯ, 358; БМС 1998, 473; ДП, 180. С притчи. Сиб. Внезапно, неожиданно. СФС, 177. На притчу. Ср. Урал. Как назло. СРГСУ 2, 179 …   Большой словарь русских поговорок

  • Притча —     ПРИТЧА нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы) …   Словарь литературных терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»